АналитикаМатериалы & исследования

Обзор рынка легковых АТС за 1 кв. 2010 г.

За первый квартал 2010 года в России продано всего 272 тысячи новых легковых автомобилей — на 27% меньше, чем годом ранее. Весной докризисного 2008 года столько машин расходилось за один месяц! Однако не все потеряно: продажи медленно, но идут вверх.

Минувший январь поставил новый антирекорд в новейшей истории российского автомобильного рынка: всего 69 тысяч легковых машин, ниже уровня начала 2006 года. Но в феврале спрос вырос до 85 тысяч, а в марте было реализовано уже 118 тысяч автомобилей, из которых почти 10 тысяч — благодаря программе утилизации автостарья. Вдобавок за три месяца была выдана 21 тысяча льготных автокредитов. Есть все шансы, что уже в апреле продажи новых машин превысят прошлогодний показатель того же месяца в 127 тысяч машин.

Рыночные тенденции пока неизменны. Если год назад на кроссоверы и внедорожники приходилось 22,61% рынка, то теперь — 27,06%, причем наибольшая прибавка — у компактных моделей (16,71% вместо 12,33%). Доля «обычных» легковых машин за год снизилась с 74,04% до 70,48%, а автомобили повышенной вместимости заняли всего 2,46% рынка против 3,35% в первом квартале прошлого года.

1

Лидируют, как и прежде, автомобили Лада (71650) — по сравнению с прошлым годом продажи упали на 21%, но в феврале было куплено 20154 машины, а в марте — уже 34179, из которых 8444 автомобиля пришлось на программу утилизации автохлама. Это помогло увеличить долю рынка с прошлогодних 24,3% до 26,3%. Спрос на заднеприводные машины с момента старта программы утилизации вырос в разы, но АвтоВАЗу выгодно сдерживать производство «классики», предлагая клиентам более высокорентабельные переднеприводники — пока лидирует Приора (20829), за ней тянутся Самара (17847) и Калина (12189), а «пятерка», «семерка» и остатки «четверок» вкупе проданы тиражом 12039 машин. Старая Нива после модернизации уверенно прибавляет — куплено 8602 внедорожника (плюс 70%).

Лучше стали продаваться и УАЗы, хотя прибавка гораздо скромнее — на 13%, до 3109 машин. Скидки способствовали росту спроса на Патриот (1541) и соплатформенный Пикап (228). Интерес к Хантеру почти не изменился (1139), а дополняет картину 201 внедорожник семейства УАЗ-3151 для военных и МВД.

Легковое отделение ГАЗа практически достигло дна — за три месяца продано всего 329 седанов Volga Siber и 11 «залежавшихся» классических Волг. Слабая надежда — на версию Сайбера с механической коробкой передач.

На первом месте среди иномарок (и на втором «в абсолюте» после Лады) держится Chevrolet (20539). Продажи снизились почти на треть главным образом из-за прекращения поставок дешевых седанчиков Lanos — за три месяца со складов реализовано всего 343 машины. Падает спрос на Lacetti (5933) и Aveo (3094), новый Cruze (2661) никак не наберет обороты. Зато российская Niva прибавила на 27% (7072 машины).

На третье место вырвалась компания Kia: спрос вырос почти на треть — до 17659 автомобилей! В основе успеха — стабильные привлекательные цены и выгодные кредиты. Роль бестселлера играет вышедший из рыночной тени обновленный Rio (4363), продажи которого за год выросли в тридцать раз! Следом идут cee’d (4147) и собирающийся на покой Sportage (3966), а отрицательную динамику показали только Spectra (75) и Sorento первого поколения (90), сборка которых на заводе ИжАвто приостановлена.

Hyundai (16862) с 20-процентным падением поднялся с пятого на четвертое место рейтинга. Кроссовер Tucson (4887) закончил карьеру на первом месте среди одноклассников. Но пожилой Getz (2846) «сдулся» почти в два раза, а доля таганрогских моделей по-прежнему невысока — это Accent (2048), Elantra XD (699), Santa Fe Classic (636) и Sonata (158).

Renault (15925): прибавка на 7%. Хорошо пошел обновленный Logan, а скидки на дорестайлинговые машины позволили в сумме продать 12570 седанчиков, вновь опередив вазовскую Калину. Удачно стартовал и Sandero (1281 машина за месяц с небольшим) — очередь растянулась до осени! Из остальных моделей больше всех преуспел Megane — 763 машины двух поколений.

Ford (14179) продолжает терять позиции, даже несмотря на скидки: «в минусе» оказались все модели, включая всеволожский Focus (11418), хотя по-продажам в классе C+ ему по прежнему нет равных. А вот Mondeo (1215) в классе D+ занял лишь третье место.

Toyota (12038) тоже падает по рейтингу — покупателей отпугивают высокие цены. Camry (3406) все еще возглавляет хит-парад класса E+, но Nissan Teana (1503) подбирается все ближе. Corolla (2116) болтается в середняках гольф-класса, зато позиции полноразмерных внедорожников Land Cruiser 200 (1412) и Prado (1317) остаются незыблемыми.

Daewoo (10866): спрос снизился всего на 7% и узбекско-корейская марка вернулась в десятку лидеров. Седан Nexia (6122) продается лучше хэтчбека Matiz (4764).

Nissan (10431) замыкает когорту производителей, перешагнувших через 10-тысячный барьер. Продажи упали более чем в два раза — в бестселлерах Qashqai (2421) и X-Trail (2304).

Volkswagen (8919) и Skoda (6960) снизили результаты соответственно на 20% и 29%: лидируют Tiguan (2227) и Octavia второго поколения (3145), с недавних пор выпускающиеся под Калугой со сваркой и окраской кузовов. Но еще хуже продаются Opel (5887), Mazda (4980), Peugeot (4948), Mitsubishi (4647), Honda (3982), Citroen (2003) и Subaru (1807) — у них падение спроса составило от 35% до 62%. SsangYong (1805) сбавил «всего» на 13%. На этом унылом фоне выигрышно смотрится Suzuki (4915), хотя почти весь 12-процентный рост — на счету «скидочных» кроссоверов Grand Vitara (3121), которые в своем классе уступили только корейским близнецам Hyundai Tucson и Kia Sportage.

ТагАЗ наращивает продажи автомобилей под собственными брендами Tagaz (2276) и Vortex (1052), а вот украинскому «бюджетнику» Zaz Chance (2041) до прошлогодних результатов ушедшего с рынка седана Chevrolet Lanos еще далеко.

Марка Fiat (997) и вовсе не смогла перешагнуть тысячный рубеж. Следом плетутся Seat (180), Jeep (114), Chrysler (54), Dodge (53), Saab (35) и Alfa Romeo (13 «залежавшихся» машин). Продажи китайских автомобилей не превысили 3200 штук: это Chery (1550), Lifan (656), Geely (506), Great Wall (418) и BYD (47), хотя к ним без зазрения совести можно приплюсовать 1052 седана Vortex Estina (сиречь Chery Fora) таганрогской сборки.

А для «большой немецкой тройки» кризис словно закончился — продажи выросли на 12—22%! Лидирует по-прежнему BMW (4495), на втором месте — Audi (3958), а Mercedes-Benz (2878) заметно отстает. В рейтинге моделей первенствует кроссовер Audi Q5 (1203), в представительском классе F+ «семерка» BMW обогнала Mercedes S-класса с минимальным отрывом — 277 машин против 275, а Audi A8 (52) пока далеко позади — поставки машин нового поколения только начались. Продажи гламурных Mini замерли на одной отметке (173 автомобиля), а остальные игроки премиум-сегмента закончили квартал «в минусе» — это Land Rover (1869), Volvo (1461), Lexus (1343), Infiniti (890), Cadillac (215), Porsche (214), Jaguar (144) и уходящий в отставку Hummer (200).

Ориентировочные цены на новые автомобили*, тыс. руб.

Марка, модель

Min

Max

Динамика, тыс. руб.**

Лада 2105/2107

163,6

176,3

0

Лада Самара

235,5

261,7

0

Лада Калина

256,5

366,6

0

Лада Приора

290

385,1

0

Лада 4х4 (Нива)

264,5

312

 

УАЗ 469

299

336

0

УАЗ Хантер

345

423

0

УАЗ Патриот

475

687

0

УАЗ Пикап

445

567

0

Chery Kimo

279

299

0

Chery QQ6

240

288

0

Chery Tiggo

450

520

0

Chery CrossEastar

480

499

0

Chevrolet Spark

285,3

431,8

0

Chevrolet Aveo

350,1

588,3

0

Chevrolet Lacetti

387

622,6

0

Chevrolet Niva

420

497

0

Citroen C3

487

794,5

76

Citroen Berlingo First

362

589,7

0

Daewoo Matiz

179

290

0

Daewoo Nexia

229

329

0

Fiat Panda

392

607,5

0

Fiat 500

455

839,7

0

Fiat Albea

366,5

436,3

0

Fiat Grande Punto

410

788,9

0

Fiat Doblo

399

565,9

0

Ford Fusion

490,6

689,5

0

Ford Focus

439

1554,2

0

Hyundai Getz

299,9

521,9

–91,0

Hyundai i20

449,9

630,9

0

Hyundai Accent

377,7

455,7

0

Hyundai Elantra XD

444,9

479,9

0

Kia Picanto

309,9

429,9

0

Kia Rio

409,9

485,9

0

Kia Spectra

359

429

0

Lifan Breez

289

329,9

0

Lifan Solano

355,8

355,8

0

Mazda 2

475,6

720,7

0

Mitsubishi Colt

449

569

0

Nissan Micra

499,9

654,2

0

Nissan Note

499,9

748,8

0

Nissan Almera Classic

461,4

585,5

0

Opel Corsa

410

1015,1

–5,5

Opel Astra H

476,4

1260,6

0,5

Opel Combo

422,9

704,6

0

Peugeot 107

350

548,7

7,5

Peugeot 206

374

566,5

13,5

Peugeot 207

440

1096,6

–2,0

Peugeot Partner Origin

367,5

725,6

0

Peugeot Partner Tepee

442,5

951,2

0

Renault Logan

309

464,5

0

Renault Sandero

319

474,5

0

Renault Symbol

434

618,3

39

Renault Megane II

455

811,9

0

Renault Kangoo

335,2

657,2

0

Seat Ibiza

430

1036,7

0

Skoda Fabia

389

785,1

0

Skoda Octavia Tour

479

846,8

0

Suzuki Splash

460

566

0

Tagaz Vega

349,9

469,9

0

Tagaz Tager

469,9

679,9

0

Volga Siber

496,2

586,3

–2,2

Volkswagen Polo

472

954,3

0

Vortex Estina

369,9

439,9

0

 

* Цены указаны с учетом возможных скидок; цены базовых версий — не более 500 тыс. руб.
** Для цен базовых версий

Обзор подготовлен при использовании материалов: www.autoreview.ru

Выше к разделу Аналитика

Наши клиенты

  • Наши клиенты
  • Наши клиенты
  • Наши клиенты
  • Наши клиенты
  • Наши клиенты
  • Наши клиенты
  • Наши клиенты
  • Наши клиенты
  • Наши клиенты
  • Наши клиенты
  • Наши клиенты