АналитикаМатериалы & исследования

Обзор рынка торговых центров Санкт-Петербурга по итогам I квартала 2010 года.

В течение I квартала 2010 г. в Санкт-Петербурге был введен только один торговый объект, за счет чего общий объем качественной торговой недвижимости Петербурга составил порядка 3,06 млн. кв. м.

В строй вошел объект в сегменте товаров для строительства и ремонта, расположенный в Выборгском районе, на пр. Энгельса, 157, лит. А площадью 5348 кв. метров.

Предложение действующих качественных торговых площадей Санкт-Петербурга распределено по городу неравномерно. По итогам I квартала 2010 г. лидируют 3 района: Приморский (22%), Выборгский и Московский (по 12%).

Менее всего торговых центров представлено в пригородных районах (Курортный, Пушкинский), а также в приближенных к центру районах (Василеостровский, Петроградский, Адмиралтейский).

 

1

Наибольшее число рассматриваемых объектов и их суммарная площадь приходится на диапазон от 3 000 до 40 000 кв. м. В этом диапазоне площадей работают практически все торговые центры, гипермаркеты, а также ведется торговля в торгово-офисных центрах.

Торговые площади от 30 000 кв. м. и более занимают торгово-развлекательные комплексы, многофункциональные комплексы и моллы (от 85 000 кв.м.).

2

На рынке сохраняется тенденция к размещению в торговых комплексах развлекательных, спортивных и досуговых объектов.  К примеру, в ТК «Континент» на Байконурской ул. открылись ледовый каток и горнолыжный симулятор Gornostay, в ТК «Варшавский Экспресс» – поле для игры в керлинг. Ранее компания «Адамант» заявляла о планах реализации проектов «Планета Нептун 2» и «Актив спорт центр».

Уровень заполняемости торговых комплексов в настоящее время напрямую зависит от местоположения и концепции объектов торговли. Наиболее удачные объекты даже в условиях кризиса были заполнены на 100%. Это высококачественные торговые центры с хорошей концепцией - «ПИК», «Сенная», «МЕГА Парнас», «МЕГА Дыбенко», «Южный полюс», «Атмосфера», «Радуга», «Гранд Каньон», «Французский бульвар». У подобных торговых комплексов сформированы листы ожидания из потенциальных арендаторов.

У основной массы торговых центров уровень заполняемости составляет около 90%. Низкий уровень заполняемости характерен, прежде всего, для торговых центров, расположенных в неликвидных местах, вдали от активных трафиков, для объектов с плохо проработанной концепцией, небольших по площади (менее 10 000 кв. м.), что не позволяет операторам в полной мере использовать синергетический эффект.

Удачные в концептуальном отношение торговые комплексы заполняются арендаторами еще на стадии строительства (подписываются договоры об аренде помещений). Так, в двух строящихся торговых комплексах, открытие которых намечено на 2010 год, уровень заполняемости варьирует от 70% до 80%.

Примеры заполняемости строящихся торговых центров

 

Название

Девелопер

Район

Адрес

Заполняемость

Лето

Система-Галс Северо-Запад / Apsys

Московский

Пулковское шоссе, в зоне коммерческого парка «Пулково»

70%

Стокманн Невский Центр

Stockmann Oyj Abp (Финляндия)

Центральный

Невский пр., 114

80%

 

В I квартале 2010 года продолжилась тенденция к росту арендных ставок, наметившаяся с осени прошлого года. По итогам I квартала 2010 уровень арендных ставок в торговых центрах составляет порядка 1 000 – 2 700 руб./кв. м для операторов торговой галереи, и 100-450 руб./кв.м. в мес. для «якорей» (включая НДС и КУ).

Сроки страховых депозитов составляют сейчас до 2 месяцев (в докризисный период – 2-6 мес.). В условиях кризиса торговые центры часто отказываются от системы ежегодной индексации арендных ставок.

В новых торговых центрах помещения предлагаются со скидкой на первые 2 года, а собственники некоторых действующих ТЦ готовы пересматривать договоры и снижать ставки на год. Появляются примеры, когда «якорные» операторы освобождаются от арендных платежей и рассчитываются только за коммунальные услуги (например, так происходит в ТРК «Феличита», компании «Макромир»).

По прогнозам экспертов АРИН, в 2010 году ожидается ввод 9 торговых центров общей торговой площадью около 250 000 кв. метров.

Торговые центры, ввод которых ожидается до конца 2010 г.:

Название

Адрес

Район

Девелопер

Торговая площадь,

кв. м.

МФК Galeria

Лиговский пр., 26-38

Центральный

Бриз

94 000

МФК «Лето»

Пулковское ш., 7

Московский

Система Галс

76 000

МФК «Стокманн Невский Центр»

Невский пр., 114

Центральный

Stockmann

20 000

Мебельный центр в ТРК «Гранд Каньон»

пр. Энгельса, 154

Выборгский

ОАО »Соломон»

15 000

ТК Mercury (ДЛТ)

Большая Конюшенная ул., 21/23

Центральный

Mercury

12 100

МФК «Осиновая Роща» (1-я оч.)

Парголово, Выборгское ш./КАД

Выборгский

Адамант

11 400

ТЦ

оз. Долгое, кв. 28, на пятне корпуса 46, южнее д. 18

Приморский

ООО "Маяк"

10 000

ТК «Николаевский Пассаж»

Стремянная ул. / Марата ул.

Центральный

Невские бани

6 700

ТЦ «Звенигородский»

ул. Звенигородская / Загородный пр.

Адмиралтейский

Адамант

4 720

Итого

249 920

Таким образом, на конец 2010 года общий объем торговых площадей в Санкт-Петербурге может составить 3,3 млн. кв. метров.

Обзор составлен по материалам «Центра оценки и консалтинга Санкт-Петербурга» (www.estimation.ru)

Выше к разделу Аналитика

Наши клиенты

  • Наши клиенты
  • Наши клиенты
  • Наши клиенты
  • Наши клиенты
  • Наши клиенты
  • Наши клиенты
  • Наши клиенты
  • Наши клиенты
  • Наши клиенты
  • Наши клиенты
  • Наши клиенты